Большой Сфинкс является наиболее известной в мире древнеегипетской монументальной скульптурой. Расположен данный памятник в Гизе (западный берег Нила). Он представляет собой огромного сфинкса (в длину - 73 метра, в высоту - 20 метров) в виде лежащего льва с человеческим лицом. Памятник выточен из известковой скалы. Лицо скульптуры обращено на восток. Ученые полагают, что между передними лапами льва когда-то располагался языческий храм.

Наибольшая загадка этой скульптуры заключена не ее в колоссальных размерах, и не в месте расположения, а в сочетании тела льва и лица человека. Некоторые египтологи находят портретную схожесть лица сфинкса с изображением фараона Хефрена (2575-2465 гг. до н. э.), тем более что погребальная пирамида этого фараона стоит рядом.

В течение столетий это памятник постоянно подвергался песчаным заносам, но так как он представлял собой культовое сооружение, фараоны считали своей обязанностью производить его восстановление от песка. Так, например, один из правителей Египта - фараон Тутмос IV оставил у лап льва даже памятную табличку о том, что он повелел очистить песок вокруг сфинкса, тем самым, выполнив свой долг верного и благочестивого потомка Хефрена.

Что касается происхождения самой идеи поставить такой необычной памятник, то она, безусловно, связана с древнеегипетской мифологией. Львы, согласно верованиям египтян, охраняли ворота в царства мертвых. Сам лев же соотносился, как с образом Ра – бога Солнца и Света, так и, благодаря своему человеческому лицу, с образом фараона – сына бога. Также образы львов олицетворяли понятия прошлого, настоящего и будущего, соотносимого с вечностью.

Таким образом, сфинкс охранял спокойствие загробного мира и ту величественную идею мирового порядка, на которой стояла вся государственность Древнего Египта.

При этом, сегодняшние исследователи стремятся отыскать в загадке сфинкса все новые смыслы. Их удивление вызывает тот факт, что в памятниках письменности IV династии, когда предположительно был построен сфинкс, о нем нет никаких упоминаний. Это наводит ученых на мысль, что данная скульптура была создана раньше, возможно, какой-то доегипетской цивилизацией.

Догадок здесь очень много, от вполне логичных, например, согласно которой, о памятнике не упоминалось по каким-либо сакральным причинам, до невероятных, рассказывающих о том, что на месте пустыни находилась цивилизация, достигшая большего расцвета, чем современное человечество, и, уничтожившая саму себя.