Путивль: гармония архитектуры с природным ландшафтом

ПутивльВ Путивле, городе, сегодня находящемся на территории Украины, мы можем увидет,ь как сложные топографические условия — рельеф и расположение основных архитектурных доминант — способствовали формированию свободной и живописной уличной сети. Северная часть Путивля расположена на плоской местности и потому не имеет тех объемно-пространственных контрастов, которыми так богата прибрежная полоса. Тем не менее, и она была необычайно живописна, судя по рисунку древнего плана города.

Однако ее архитектурно-планировочные эффекты имели иной характер и были обусловлены традиционными приемами формирования уличной сети и расстановки церквей. Наряду с этим, три прямые радиальные улицы этого старинного города давали плану жесткий, крепкий остов. Средняя из них приобрела значение главной магистрали. По направлению к «городу» ее перспектива была замкнута главными воротами, выходившими на торговую площадь и увенчанными сторожевой башней.

В противоположном направлении (к северу) перспектива главной магистрали завершалась сбоку двумя церквами. С более близких к ним точек зрения ансамбль улицы обогащался двумя боковыми кулисами площадей. Перспективному эффекту, несомненно, способствовало и то обстоятельство, что улица шла «раструбом», то есть все время уширялась по мере приближения к периферии.

Западная и восточная радиальные магистрали замыкались группой из нескольких церквей, расположенных на торговой площади и около нее. Восточная магистраль, кроме того, имела и боковое завершение перспективы в виде приходской церкви, близ ворот на Рыльскую дорогу. Некоторые из второстепенных радиальных улиц также имели либо центральное, либо боковое завершение перспективы.

Особенностью плана Путивля является частое расположение кольцевых улиц. Причем перспектива их, даже независимо от расположения архитектурных доминант, постоянно заканчивается изгибами или изломами улиц, а приходские церкви, расположенные на площадях, создают особый ритм в беспрерывной смене кадров.

Живописный рисунок кольцевой системы северной части создан был в процессе роста города, то замедленного, то стремительно-бурного. Его линии — это трассы, проложенные не циркулем чертежника, а созданные в результате решения множества жизненных задач непосредственно на местности с учетом мельчайших деталей естественной и сложившейся топографии. Главные кольца исходят из образовавшихся уже ранее перекрестков на диаметре, который делит город на две части, знакомые нам из записей путешественников. Эти части разные по рельефу, времени происхождения и характеру планировки. Таким образом, несмотря на различия, обе части города сплетаются в единый, крепко связанный организм. В целом, и по своему четкому узору и по угадываемым ансамблям, план города Путивля представляет собой интересный образец древнерусского градостроительства, созданный не отдельными выдающимися зодчими, а безымянным народным творчеством в течение веков.