Шаманизм сыграл роль в истории народов Сибири

Шаманизм сыграл чрезвычайно отрицательную роль в истории народов Сибири.

Почти у всех народов Сибири шаманы превратились к началу XX в. в настоящих профессионалов, совершавших свои обряды, как правило, по заказу и за вознаграждение. По своему положению, характеру деятельности и интересам шаманы были целиком связаны с эксплуататорской верхушкой коренного населения. Они приносили экономический вред населению, требуя постоянных кровавых жертвоприношений, таких крупных подарков, как участки земли, умерщвления необходимых охотнику собак, оленей и другого скота.

После установления советской власти шаманы, почувствовав, что новая жизнь наносит смертельный удар существованию паразитических групп и в том числе их собственному, повели ожесточенную борьбу против советских органов и их мероприятий: постройки школ, детских яслей, больниц, родильных домов, красных чумов, клубов и т. д. На первых-порах были случаи, когда под влиянием шаманской агитации население не отдавало детей в школы, отказывалось от медицинской помощи в больницах, не желало вступать в колхозы. Бесспорно, остановить новую жизнь шаманы и прочие эксплуататоры не могли, и их авторитета хватило ненадолго, но все же их реакционная агитация сыграла свою вредную роль.

У народов Сибири были распространены различные анимистические представления, существовал культ, связанный с духами — «хозяевами» отдельных явлений природы, бытовали различные формы родового культа. Не у всех народов эти культы входили в сферу действий шамана.

Вопреки высказывавшемуся в литературе мнению об отсутствии в Сибири следов тотемизма, пережитки его обнаруживаются едва ли не у всех сибирских народов. Примеры этого читатель найдет в главах, посвященных отдельным народам. К тотемизму восходит и культ медведя, имевший в Сибири почти повсеместное распространение.
Культ медведя выступал в двух формах: во-первых, в виде обрядов, связанных с убитым на охоте медведем, во-вторых, в виде особого культа воспитываемых в неволе и потом в определенное время ритуально убиваемых медвежат. Вторая форма была ограничена определенной областью — Сахалином и Амуром (айны, нивхи, ульчи, орочи). Обычай содержания в неволе почитаемого животного с последующим его ритуальным убиением уводит нас далеко на юг, куда ведут и некоторые другие элементы в культуре айнов.