Почитание медведя

Общесибирская форма почитания медведя восходит, по-видимому, к тотемизму древних таежных охотников и рыболовов Сибири, к тому хозяйственно-культурному комплексу, который выступает еще в неолите таежной полосы.

Духовная культура народов Сибири не ограничивалась, разумеется, только образами и понятиями религиозного сознания, хотя низкий уровень развития производительных сил обусловил отсталость духовной культуры. Различные виды народных практических знаний и народного творчества убедительно говорят об этом.
Почти каждая этническая группа обладает своеобразными фольклорными произведениями, разнообразие которых находит свое объяснение в различии исторических судеб, в различном происхождении этих народов.

Очень большое влияние на фольклор народов Севера оказало устное творчество русского народа. Русские сказки, иногда несколько видоизмененные в силу местных условий, а иногда почти без всяких изменений, составляют значительную часть фольклорного богатства большинства народов Севера, и часто наиболее популярную.
Богато и разнообразно изобразительное искусство народов Сибири. Здесь необходимо отметить украшения шитьем и аппликацией на одолею, в частности вышивки подшейным оленьим волосом (один из архаичных способов орнаментации), аппликации из кусочков кожи, шкуры и ткани, вышивка шелком и шитье бисером.

Народы Сибири добились больших успехов в создании орнаментальных мотивов (ими даже кроссовки можно украшать), подборе цветов, инкрустации и резьбе по металлу.
Особой областью прикладного изобразительного искусства являются резьба по мамонтовой кости и моржовому клыку и металлу, инкрустация металлом на бытовых предметах — костяных деталях оленьей упряжи, трубках, огнивах и т. п. Изобразительное прикладное искусство находит применение и в украшении орнаментом берестяной посуды, распространенном главным образом в лесных районах (преимущественно в бассейне Оби). Следует отметить также резьбу по дереву — украшение резьбой деревянной посуды и утвари, получившее наибольшее развитие в Приамурье.