Плановые черты экономики Зеленого Мыса

Опираясь на государственный, частно-государственный и кооперативный секторы, зеленомысское правительство старается строить национальную экономику на плановой основе. Принятый Национальным народным собранием в декабре 1982 г. первый государственный план развития на 1982—1985 гг. направлен на улучшение условий жизни населения. Его главной задачей является комплексное развитие национальной экономики. Как и прежде, приоритет отдается сельскому хозяйству, и преимущественно земледелию, с тем чтобы больше производить продуктов питания (в первую очередь на орошаемых землях). Наряду с увеличением поголовья крупного рогатого скота, коз, свиней, овец и домашней птицы предполагается повысить продуктивность животноводства и птицеводства.

В качестве взаимодополняющих факторов рассматриваются дальнейшее развитие промышленности по переработке сельскохозяйственного сырья и более широкое использование имеющихся минеральных ресурсов. Поставлена задача организовать производство ряда ныне импортируемых изделий и таким образом не только отказаться от их ввоза в страну, но и начать экспорт промышленной продукции в соседние африканские государства. Для создания единого экономического комплекса страны, организации тесных экономических и культурных связей между островами и получения иностранной валюты намечается более быстрыми темпами развивать воздушный транспорт, торговый флот и средства связи.

В соответствии с этим главным направлением объем капиталовложений на 1982—1985 гг. определен в сумме 22 109,4 млн. эскудо, что составляет (по курсу 1982 г.) 442 млн. долл. По отраслям экономики и по годам реализации они распределяются следующим образом.

Слабость принятого плана состоит в том, что его реализация зависит от своевременного притока внешних финансовых и материальных ресурсов. Чтобы получить их, правительство Республики Зеленого Мыса в июне 1982 г. пропело в Прае конференцию «круглого стола». Принявшие в ней участие представители некоторых государств и международных экономических организаций дали свое согласие на финансирование или кредитование далеко не всех представленных правительством народнохозяйственных проектов. По состоянию на 1 января 1983 г. зеленомысцам удалось добиться гарантий по финансированию народнохозяйственного плана на 1982—1985гг. лишь в сумме 300 млн. долл. Из них 120 млн. долл. составляют кредиты, а 180 млн. долл.— безвозмездная помощь и внутреннее финансирование, объем которого не превышает 40 млн. долл.

Иначе говоря, для полной реализации принятого плана зеленомысцам предстоит изыскать еще примерно 122 млн. долл. Эта помощь должна быть дополнена поставками продовольствия в объеме не менее 469 тыс. т, а также предоставлением стипендий для обучения зеленомысцев за рубежом и оплатой услуг направляемых в страну экспертов.

Неполная обеспеченность запланированных объектов финансовыми ресурсами и несвоевременное выполнение другими государствами своих обязательств ведут к невыполнению плана. В силу этих обстоятельств в 1982 г. в развитие национальной экономики вместо 3,9 млрд. удалось вложить лишь 3,5 млрд. эскудо. В связи с трудностями изыскания средств объем капиталовложений на 1983 г. был скорректирован в сторону снижения почти на 1,1 млрд. эскудо и определен, таким образом, в сумме 6 млрд. эскудо.