Транспорт Зеленого Мыса

Островное положение Республики Зеленого Мыса выдвигает развитие транспорта в качестве важной экономической и социально-политической задачи. Отсутствие в колониальный период прочных экономических связей между островами, каждый из которых практически был ориентирован на торговые отношения с метрополией, обусловливает необходимость уделять особое внимание созданию транспортных инфраструктур как с целью формирования внутреннего рынка, так и для обеспечения политического единства. Развитие транспорта призвано наладить устойчивую связь не только с внешним миром, но и между составными частями страны для быстрой переброски грузов, пассажиров и обмена информацией. Наличие на островах хороших естественных гаваней позволило построить морские порты: Порту-Гранди на Сан-Висенти; Порту-да-Прая, Рибейра-да-Барка и Таррафал на Сантьягу; Порту-да-Санта-Мария и Педра-Луми на Сале; Пон-та-ду-Сол на Санту-Антане; Прегиса на Сан-Николау; Сан-Филипи и Алкатраш на Фогу; Фурна на Браве. Перевозки между этими портами осуществляются как государственной навигационной компанией «Арка Верде», располагавшей в 1983 г. 30 различными судами общей грузоподъемностью 15 тыс. т, так и 11 судами, принадлежащими частным владельцам.

С целью расширения системы каботажных перевозок ведутся работы по модернизации Порту-Гранди и Порту-да-Прая, проектируется строительство малых портов: Палмейра на Сале, Таррафал на Сан-Николау, Сал-Рей на Боавиштс, Жанела на Санту-Антане. Скудные экспортные возможности вызывают необходимость использовать морской транспорт как источник валютных поступлений, что предопределяет его особое положение в экономике страны. Для получения твердой валюты зеленомысцы стремятся обслуживать своими судами некоторые международные линии, и в первую очередь открытую в 1979 г. регулярную грузовую линию Нидерланды—Лиссабон—Канарские острова—Порту-Гранди в Минделу. Достигнуто соглашение с Сенегалом о перевозке на судах «Арка Верде» грузов из Европы в Дакарский порт. Предполагается открытие регулярных морских линий из Праи в порты стран Южной Европы, Анголы, Сан-Томе и Принсипи, Сенегала и Гамбии.

Основным средством пассажирского сообщения служит воздушный транспорт. Авиапарк Государственной авиационной компании (ТАСВ) насчитывает два 48-местных турбовинтовых, два 20-местных и три 6-местных самолета. Имеющиеся на Сантьягу, Санту-Антане, Сан-Висенти и Сале бетонированные, а на Сан-Николау, Фогу, Боавиште и Маю грунтовые взлетно-посадочные полосы дают возможность ТАСВ обеспечивать перевозку пассажиров и грузов на основных островах республики, а также из Праи в Лиссабон, Дакар и обратно. Количество перевозимых пассажиров из года в год возрастает и в 1981 г. составило 100 тыс. человек, что превысило объем перевозок 1975 г. на 35 тыс. человек.

Воздушными воротами страны является Сал. Строительство аэропорта на нем началось в 1937 г., но лишь к 1973 г. он был оборудован всем необходимым для приема большегрузных самолетов типа ИЛ-86. Регулярные посадки в аэропорту совершают самолеты Аэрофлота, авиакомпаний Кубы, Анголы, Португалии, Аргентины и других стран. Длина его взлетно-посадочной полосы—3270 м. Однако аэропорт, рассчитанный на прием до 1 млн. пассажиров в год, используется примерно на 25% Во внутренних перевозках все большее значение приобретает автомобильный транспорт, насчитывавший в 1983 г. 3,5 тыс. грузовых и 1 тыс. легковых автомашин. С учреждением в 1979 г. Государственной компании по перевозке пассажиров (ТРАНШКОР), располагающей 40 автобусами, были открыты регулярные автобусные линии на Сантьягу, Сан-Висенти, Сан-Николау и Сале. В целях расширения движения автотранспорта ведется строительство дорог. Их общая протяженность — 1500 км, из которых 750 км — с твердым покрытием. Повсеместно используется тягловый скот (лошади, чаще ослы) как для перевозки грузов, так и в качестве рабочей силы, приводящей в движение подъемники воды, молотилки, прессы по выдавливанию сока из сахарного тростника и другие несложные механизмы.