Антарктида - К полюсу недоступности

АнтарктидаВ 1956 г. на Антарктиде началось строительство научно-исследовательских станций, на которых работают ученые многих стран мира.

В этой статье кратко описывается первый участок пути от станции Молодежной до станции Полюса Недоступности — самого протяженного (3411 км) трансантарктического маршрута. О всем походе — от станции Молодежной до Новолазаревской — ярко и увлекательно рассказывает в своей книге «Через полюс недоступности» руководитель похода И. Г. Петров.
***
Лето в Антарктиде только начиналось, теплые лучи солнца не успели приступить к своей разрушительной деятельности, и припай сохранял еще высокую зимнюю прочность. Ровная, белая до рези в глазах поверхность льда искрилась мириадами кристаллов.

К берегам Антарктиды подходило ледокольное судно — дизель-электроход «Обь», на котором были участники 12-й советской антарктической экспедиции. «Обь» остановилась в шести километрах от станции Молодежная. Началась разгрузка…

Группе участников экспедиции предстояло совершить санно-тракторный поход во внутренние районы Антарктиды, которые мало изучены.
* * *
Антарктида - К полюсу недоступностиВ санно-тракторный поход по намеченному маршруту от Молодежной до Полюса Недоступности мы отправились на «харьковчанках». Эти машины имеют замечательные пропорции и поэтому издали не кажутся громоздкими, хотя в каждую из них вложено 34 т металла.

Первая «харьковчанка», взревев мотором, возвестила о начале похода. Казалось, сорокапятитонные сани не позволят ей сдвинуться с места, но, чуть вздрогнув при рывке, сильная машина свободно пошла вперед, за ней вторая.

И вот мы одни в снежной пустыне, совершенно равнодушной к маленькой горстке людей, снова бросивших вызов антарктической стихии, дерзнувших проникнуть в самую глубину сурового континента…

По мере удаления от берега ледниковый панцирь Антарктиды становится все толще. Наш путь идет в гору. Но подъем неравномерный — то очень крутой, то более пологий. Поверхность ледника всхолмленная, как будто внезапно остановились скованные морозом гигантские волны разбушевавшегося ледяного океана.

Несмотря на значительную высоту, облачность время от времени окутывает все вокруг. У полярников есть правило: «Стой, если заблудился, особенно при тумане или в пургу». Однажды водитель тягача пренебрег этим правилом, некоторое время продвигался в тумане и чуть не оказался в пропасти: туман рассеялся, и все с ужасом увидели перед собой широкую полосу ледника, рассеченную глубокими трещинами с почти отвесными стенками.

Такова Антарктида! Идешь по огромному материку — во все стороны необъятные, бескрайние просторы, а путь узкий — кругом трещины.

Полмесяца постепенного подъема позволили нам акклиматизироваться, привыкнуть к высоте, но она все-таки дает о себе знать.

На расстоянии 200 км от Полюса Недоступности высота над уровнем моря почти 3900 м. Это самая высокая точка на нашем маршруте. Отсюда наш путь идет под едва заметный уклон.

Наконец из-за дымки, сквозь которую нечетко вырисовываются очертания солнца, мы увидели станцию Полюс Недоступности. Чем ближе подъезжаем мы к ней, тем отчетливее видим шпиль, вершину которого венчает бюст В. И. Ленина.

К полюсу недоступностиПриехав на станцию, немедленно на радиомачте подняли государственный флаг, и станция сразу приобрела обитаемый вид. От станции Молодежной нас отделяли 1640 км. Несмотря на сильный холод (температура воздуха —55°), в помещении никого нельзя было удержать.

Станция Полюс Недоступности была основана в период работы 3-й антарктической экспедиции. 23 октября 1958 г. из Мирного вышел поезд, направляющийся через станции Комсомольская и Советская к антарктическому полюсу недоступности.

14 декабря поезд в составе четырех тягачей прибыл в точку с координатами 82°06′ ю. ш. и 55°02′ в. д. Здесь, в конечной точке похода, советские полярники и создали временную научно-исследовательскую станцию — Полюс Недоступности…

Два дня мы провели на станции. Делали наблюдения, убирали помещение станции и законсервировали ее, оставив на столе самые лучшие пожелания полярникам, которые придут сюда после нас.